Будь в курсе
событий театра

«Цилиндр», «Фэнтази», «Шаг вперед»…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске прошел XII фестиваль любительских театров «Алые паруса».
 

Для театралов-энтузиастов двенадцать дней, с 11 по 22 мая, были настоящим творческим марафоном, захватывающим приключением и карнавалом неожиданных открытий. Ежегодный фестиваль самодеятельных театральных коллективов под эгидой иркутского драмтеатра имени Н.П. Охлопкова и молодежного театрального движения проводится с 2005 года и с каждым разом набирает больший размах и приносит все больше поразительных откровений.
 

Несмотря на то что в 2016 году сложная макроэкономическая ситуация вынудила организаторов отказаться от финального этапа — арт-мастерской «Театральное пространство Байкала», которая обычно в кругу лауреатов замыкала фестивальные чудеса, форум театралов оказался представительным — в нем приняли участие 24 коллектива, были показаны 25 конкурсных работ. И, как утверждают эксперты, ярких и удачных постановок нынче оказалось больше, чем на прошлогоднем празднике.
 

На Камерной и Четвертой сцене охлопковского театра чередой шли спектакли, по два, по три, а в иные дни — по восемь. Предварительного отбора не было, зритель шел буквально на «кота в мешке», но недостатка в нем не было даже в самую ненастную погоду. Все, что происходило на фестивальных подмостках, было очень интересным, непредсказуемым, обещавшим волнующие, интригующие впечатления. Большинство участников представляли областной центр, но были и приезжие. Из Усольского района прибыли школьный театр «Голос» из поселка Мальта и детское театральное объединение из Мишелевки «Шаг вперед». К слову заметим, что в Усольском районе есть своя собственная театральная традиция — творческий семинар «Театральное созвучие», в последнем из которых приняли участие 12 самодеятельных студий и кружков! Показал свою новую работу и ангарский театр «Фэнтази», который привез на фестиваль пьесу собственного сочинения.
 

Кстати, авторская драматургия была представлена не так уж скупо, свой самобытный продукт «Звездный путь» продемонстрировал творческий коллектив, собранный под эгидой иркутского филиала ВГИКа, совершенно самостоятельный мюзикл «Стрекоза и муравей» отыграло творческое объединение «Миллениум».
 

Попытки ставить собственные пьесы свидетельствуют о творческой дерзости и безудержном творческом поиске авторов. Но не меньшей отваги требует и замах на признанных классиков или звезд современной драматургии. В программу фестиваля были включены ни много ни мало произведения Александра Вампилова, Иосифа Бродского, О’ Генри, Теннесси Уильямса, Евгения Шварца, Василя Быкова, Рэя Брэдбери…  Чья-то смелость оказалась оправданной, чья-то бравада оставила грустные и непонятные чувства. Но это ведь живой самодеятельный фестиваль без цензуры и буйков. Каждый экспериментатор имел право на попытку, чтобы камертоном большой сцены, реакцией неподкупного зрителя, суждением коллег проверить ценность и внятность своего порождения.
 

Расскажем хотя бы вкратце о некоторых выступлениях.
 

Впервые ступил на дружелюбную «палубу» «Алых парусов» новый театр филфака ИГУ с экзотическим названием «Батрахомиомахия». Так называлась древнегреческая пародийная поэма о войне мышей и лягушек, которую принято считать прообразом европейской литературы бурлеска. Маленькая, но очень боевая труппа под руководством режиссера Валерии Марковой предложила фестивальной публике свое прочтение пьесы Жан-Поля Сартра «Взаперти». Так на подмостках любительского фестиваля впервые увидела свет острая программная драма французского экзистенциалиста.
 

Надо сказать, юным артистам удалось передать и напряжение натянутых, как струна, чувств своих героев, оказавшихся в безысходном аду после смерти, и достоверность ярких, изломанных характеров, и мучительную остроту вопросов, на которые ответов уже не получить. Театр-дебютант оставил о себе заметное впечатление, и, видимо, стоит надеяться, что он будет расти и по-хорошему удивлять нас и в будущем.
 

С остроумной пьесой Алексея Слаповского «Представление о театре» вышел на сцену студенческий театр «Цилиндр», которым руководит актер иркутского драмтеатра Александр Братенков. Постановка «Цилиндра» оказалась интересным опытом показа «театра в театре». Здесь был неисчерпаемый простор для актерского поиска. Артисты-любители играют артистов настоящего театра, которые, в свою очередь, играют, вернее репетируют, роли в спектакле приглашенного слепого режиссера. Вздорный режиссер изгаляется над подопытной труппой, попутно излагая сентенции об эфемерной природе театрального искусства, полные то неотразимого цинизма, то глубочайших точных наблюдений, то возвышенных иносказаний.
 

Эмоции артистов и персонажей, смыслы репетируемой пьесы и исполняемого реального действа встраиваются друг в друга, подобно китайской игрушке «шар в шаре». Может быть, не всегда ребятам удается извлечь весь шарм и смак из этой подвижной и многогранной конструкции, не всегда хватает куража и раскованности. Но рассказ о каторжной и порой гротесковой театральной жизни, о блеске и нищете актерского ремесла, о том, из какого порой «сора» растут поэзия и магия сценического пространства, им удался.
 

Отметился как всегда тщательной и глубокой работой уникальный детский коллектив из Мишелевки «Шаг вперед». Похоже, лидер этого ошеломляющего своими находками театра Марина Отиева идет вперед со своими подрастающими артистами просто семимильными шагами. Уже дважды мишелевские лицедеи становились лауреатами областного фестиваля и участниками арт-мастерской на Байкале. Нынче они никого не оставили равнодушными своей литературной композицией на стихи Иосифа Бродского «Одиннадцать».
 

На фоне сценического пространства, решенного в духе «нон-фикшн», где на экране мелькали кадры, снятые из окна усольского трамвая, где во всей своей обыденности отражалась невеселая, скромная, несладкая жизнь маленького города, старшеклассники читали стихи большого и загадочного поэта, выбранные ими самими. И поскольку каждый чтец как-то удивительно интимно присвоил мерцающее, сложно зашифрованное содержание строк, вложив в них свои собственные коннотации и оттенки, то получилась уже не декламация, а исповедальное рассказывание своих личных историй, историй открытия непростого автора, нетривиальных идей и настроений, необыденного, орнаментального и емкого поэтического языка.
 

С опаской шел придирчивый знаток на постановку «Глизе 581 G» ангарского театра «Фэнтази». Название мудреное. Автор пьесы и режиссер — руководитель школьного коллектива Вероника Батракова. В программке — странные имена персонажей: Лали, Эриан, Тэя, Светлейшая Авгури и другие. Ой-ой, не нарваться бы на беспомощно-подражательную космически-романтическую лабуду кухонного замеса. Кто сейчас из молодых графоманов не сочиняет фэнтази? Слава богу, не нарвались. Напротив, были светло поражены как самой пьесой с ее прозрачными, гуманистическими идеями, так еще больше великолепным качеством сценического воплощения. Видно, что ребята вместе с педагогом вложили в спектакль не только жар души и все резервы своей фантазии, но и огромное количество ответственного труда.
 

История о визите земных астронавтов на далекую неведомую планету с  прекрасными обитателями, искусными в музыке, живописи и танцах, о внезапно вспыхнувшей любви между инопланетянкой и пришельцем, о торжестве человечности над ксенофобией и агрессией была воспринята просто на одном дыхании. Эта история никогда не смогла бы нас так увлечь и захватить, если бы не лаконичная и выразительная сценография, не легкие изысканные костюмы, которые артисты сами конструировали и сшили. Если бы не точно и музыкально выстроенные диалоги и реплики, часть из которых была оправданно стихотворной, не психоделические рисунки одной из героинь, которые в самом деле создала исполнительница этой роли Екатерина Коротченко.
 

Но пожалуй, главным достоинством постановки стало ее на редкость грамотно найденное пластическое решение и особенно дивные танцы, поставленные исполнительницей главной роли Ксенией Летуновой. Девочка занимается современным танцем, мечтает получить профессиональное хореографическое образование. Высокий эстетический уровень танцевальных опытов, выразительность и артистизм композиций, с которыми отлично справились и сама Ксения, и ее партнеры, говорят о таланте и похвальной взыскательности артистов театра из Ангарска.
 

Отдышавшись от бурной овации, которую устроили им зрители, ребята подарили «прощальный» букет своему педагогу Веронике Батраковой. В этом составе они сыграли свой «Глизе» в последний раз: впереди выпускные экзамены и дальние дороги к будущим профессиям. Неудивительно, что многие не могли сдержать слез.
 

Настоящим потрясением фестиваля, на мой взгляд, можно назвать новую постановку опытнейшего режиссера Валентины Просекиной «Звездочка». Она сама создала инсценировку одноименного рассказа современного писателя Алексея Варламова, которую воплотила со своим смешанным коллективом театра «Диалог» и студии «Слово». Этой испытанной команде в очередной раз удалось скупыми, ненарочитыми средствами безыскусного рассказа и емких мизансценических иллюстраций добиться максимального проникновения в душу и сердце зрителя, предельного вовлечения его в глубинный, непоказной трагизм судьбы маленькой девочки, ставшей заложницей идейных и мировоззренческих войн взрослых.
 

Рассказ бессмысленно пересказывать. Его надо, по меньшей мере, прочесть и впитать всем существом, как это сделала Валентина Просекина, признавшаяся, что берется лишь за постановки того материала, который не оставляет ей возможности молчать. А еще лучше — прийти и увидеть этот взрывающий сознание спектакль, даже сопоставить с которым на фестивале было нечего. В нем ошеломляет все. Реальная нетипичная история, которую прозаик Варламов взял из жизни, потому что придумать нечто подобное просто невозможно. Бережное и бесстрашное погружение в историю всех занятых в ней артистов. Драгоценная искренность и взаправдашность проживания ими болезненных, противоречивых чувств, не отчуждаемых от судеб и личностей персонажей. Удивительная игра ребенка — семилетней Сони Морозовой, которая невероятно органична и достоверна во всех своих сценических проявлениях, что, безусловно, говорит о титанической репетиционной работе и мудрости постановщика. Ошеломляет та тишина, с которой смотрит спектакль прикованный к нему, оцепеневший зритель, с которой он покидает «представление».
 

Пришедший на показ историк и политолог Алексей Петров сказал мне в кулуарах: «Я довольно частый гость в театрах, но за многие годы не помню случая, чтобы я пережил подобное потрясение. Я был просто опрокинут».
 

Маленькая героиня «Звездочки» Лиза Непомилуева становится беззащитной жертвой в мистерии политических химер. Хотя это очень упрощенная формула. Ее бабки слишком дорого заплатили за эти «химеры» в сталинских лагерях. И все же страшную ношу горького опыта взрослых преступно было взваливать на хрупкие плечи девчушки. Просто потому, что она для них непосильна. Просекина —  удивительно чуткий и прозорливый художник. Она интуитивно чувствует время и улавливает даже малейший уровень  токсичности социальной атмосферы.
 

За крошечной фигуркой Лизы Непомилуевой угадываются не только обездоленные тени Павлика Морозова и детей Арбата, но и растерянные позы сегодняшних саратовских школьников, которых директор Татьяна Райкова призвала собрать средства на самолет для бомбежек в сирийской войне. Взрослые люди в силу разных причин то и дело норовят втянуть своих птенцов в совсем недетские игры, забывая, что живого человека, тем более маленького человека, никогда нельзя приносить в жертву абстрактным идеям, какими бы великими и сакральными они ни казались. Свой спектакль Валентина Семеновна посвятила своим внучкам, две из которых живут в Киеве. Думается, комментарии излишни.
 

Порадовал, блеснул нынешний XII фестиваль «Алые паруса» хорошими, оригинальными и просто любопытными работами. Театр «Под знаком Водолея» Владимира Скороходова всего за тридцать минут сумел разыграть бесподобный психологический поединок, в котором антигерой-грабитель вдруг обернулся страдающим, запутавшимся человеком, а уверенная в себе светская львица, привыкшая успешно манипулировать людьми, неожиданно для самой себя стала живой и колеблющейся, прежде чем спустить курок нацеленного на люмпена пистолета. Это Джек Лондон, «Убить человека».
 

Участники театральной студии «Вдохновение» Любови Захаровой с предельной сердечностью прочли фрагменты поэмы Николая Мельникова «Русский крест» о «заражении народа грязью новых смутных дней» и о спасительном обращении к божественному свету. Студенческая труппа «Эксперимент» под руководством актрисы театра Охлопкова Ольги Шмидгаль искрометно и легко «сбацала» комедию Чарльза Мори «Балаган» — словно поведала историю про самих себя — неизлечимых носителей театральной инфекции, играющих ради самой игры, в самых невозможных условиях, за самую смешную плату. Зрители, побывавшие на этом живом «Балагане», уверяют, что давно так заразительно не смеялись.
 

До свидания, фестиваль! До нового прибытия, милый волшебный кораблик под алыми парусами!

Фото: 
Кирилл Фалеев
Автор: 
Марина Рыбак
27.06.2016