Будь в курсе
событий театра

Чунские лицедеи

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати


Развивают в таежной глубинке театральное движение

Много лет работает в Чунском районе уникальный народный театр «Песочные часы». Кроме этого в районе создано еще три театра и открыто семь театральных студий для детей и молодежи.

Как все начиналось

В семье родилась девочка, и ее назвали Лирой. После этого ей был один путь – в творческую профессию. Режиссер Лира Баранова стала основателем театрального движения в Чунском районе. В 1991 году, окончив Сибирский госуниверситет культуры, она с супругом Евгением приехала в поселок Чунский. Эти годы, кто помнит, были не самыми лучшими для творчества. В стране рушилась экономика, один за другим закрывались местные лесоперерабатывающие предприятия, общая нестабильность не располагала ни к каким экспериментам. Тем не менее в 1992 году в поселке появился яркий, необычно дерзкий проект – любительский театр «Песочные часы». Первыми актерами театра стали школьники, а первым спектаклем, поставленным на сцене ДК «Победа», – пьеса «Адам женится на Еве» немецкого драматурга Руди Штрала.

Первый спектакль состоялся почти при пустом зале, вспоминает Лира. Ее многие не понимали, удивлялись – как можно в депрессивном поселке «во что-то играть»? Непонятно, как ей удалось убедить людей прийти в театр. Но тем не менее это факт – лесорубы, домохозяйки, рабочие, служащие вечерами становились актерами и зрителями. Костяк коллектива – ветеран театра Светлана Гульметова, Евгений Баранов, Татьяна Щипко, Руслан Файзуллин и другие.

– Были усталость, даже разочарование, сказывались трудные времена. Но когда наступал вечер – мы все собирались на репетиции и начинали жить заново. Мы приводили сюда наших детей, многие здесь и выросли, что называется, на сцене, – вспоминает Лира. Репетиции в нетопленном зале, отсутствие реквизита и средств на изготовление костюмов только сплачивали коллектив. Так в сибирской глубинке зарождался театр. Коллектив много гастролировал по району. В отдаленные села, не избалованные визитами, труппа привозила современную драматургию, русскую и зарубежную классику. По культурному обмену с железногорским театром «Зеркало» и «Приютом комедиантов» из Магистрального чунские артисты выезжали в соседние районы.

В 1993 году в регионе стали проходить первые фестивали детских и юношеских театров северных регионов Иркутской области. Театральный коллектив «Песочных часов» получил свою первую награду – диплом третьей степени за лучший актерский ансамбль. На фестивале в следующем году театр представил зрителям новый спектакль – «Дикари» по пьесе Сергея Михалкова. После этого театр получил звание народного. Это было признание, почти триумф. В 2004 году коллектив принимал участие в фестивале «Молодость, творчество, современность» в Иркутске. Играли спектакль Григория Горина «Забыть Герострата». Актер Константин Ведеров получил на фестивале приз за лучшую мужскую роль. В этом же году на фестивале, посвященном 30-летию БАМа, чунские артисты завоевали приз имени Анатолия Байкова. А в 2010 году на фестивале «Алые паруса» в Братске артисты удостоились диплома за пьесу «Замарашка».

Наград за режиссуру, лучшие женские и мужские роли в «Песочных часах» не счесть. Менялся коллектив, уходили ветераны и приходили новые актеры. Есть те, кто, повзрослев, нашли себя на большой сцене. Из любительского театра вышло несколько профессиональных актеров, ставших гордостью театральной Чуны. Воспитанница «Часов» Жанна Надеина стала профессиональной клоунессой, Евгения Гайдукова – ведущая актриса Иркутского драмтеатра им. Охлопкова. Недавний выпускник Коля Стрельченко поступил в Щукинское училище в Москве, сегодня он играет в московском театре «Эксперимент».

Репертуар народного театра по-прежнему разнообразен: классика, современность. В этом году «Песочные часы» отыграли несколько премьер. Среди них – спектакль «Шикарная свадьба».

Реабилитация души

Из «Песочных часов» родилось целое театральное движение. В последние годы в театре ощущается приток молодежи, детей. Год назад в Чунском был создан Центр театрального творчества «Лик» под руководством директора Ольги Толмачевой. В объединение вошли детский театр кукол «Чемоданчик», созданный три года назад Лирой Барановой, детский театр «Диво», название которого расшифровывается как «Дети и взрослые». В 2009 году на областном фестивале этот коллектив получил диплом за театральную педагогику в спектакле «Волшебник изумрудного города». А еще «Диво» – лауреат премии I областного фестиваля для детей и юношества «Синяя птица». Сегодня театр готовит новую постановку – спектакль «Пеппи – длинныйчулок».

В этом году в «Лике» был создан и молодежный театр. Название ему пока не придумали, но премьера уже готовится. Сегодня в объединении насчитывается семь театральных студий. Среди них – студия театрализованных представлений «Веселая карусель», театр пластики и пантомимы «Люди в черном», литературный театр «Образ» и другие. В студиях занимаются свыше ста человек.

Помимо спектаклей и литературно-музыкальных композиций студии представляют шоу-программы для молодежи, задачей которых является продвижение театрального творчества. В этом году в театральное объединение пришла хореограф Надежда Третьякова. Она занимается во всех семи студиях. В «Лике» есть свои доморощенные композиторы, которые пишут музыку к театральным постановкам. Воспитанников студий обучают хореографии, актерскому мастерству, вокалу. И самому главному их учит Лира Баранова:

– Творчество – это реабилитация души. Нельзя «отбывать» на сцене безразлично, с холодными глазами, зритель все видит....

Сегодняшние актеры чунских театров, школьники, уже строят планы на будущее. Ученик 9 класса чунской школы № 90 Дима Поцейко мечтает об актерской или режиссерской карьере.

– Вживаться в роль – самое трудное, – говорит юноша. – Но когда на сцене все получается – такое испытываешь счастье….

Дети, выросшие на сцене «Песочных часов», тоже планируют связать свою судьбу с театром. Вероника Баранова сегодня получает профессию, далекую от искусства, но продолжает ходить в театр, где работает художником-постановщиком.

Кому-то театральная среда просто помогла адаптироваться в жизни. «В театре я научилась общаться», – подчеркивает одна из участниц коллектива Таня Смолина.

Любительский театр играет огромную роль в социальной адаптации молодежи, подростков, детей, а фестивали, которые проводятся в Иркутской области, стимулируют их творческий рост. Про всех своих воспитанников Лира Баранова говорит с любовью: «Они так или иначе будут участвовать в развитии культуры Приангарья».

Подразумевается – что в строительстве будущего.

Автор: 
Людмила Шагунова
24.12.2010