Будь в курсе
событий театра

А был ли Чёрт?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Постановка «Брат Иван» драмтеатра им. Охлопкова вернулась с Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Достоевского с победой в номинации «Лучшая режиссура». Актёр и режиссёр Дмитрий Акимов рассказал, почему спектакль посвящён именно среднему брату семейства Карамазовых, и ждать ли продолжения истории.
 

Около полутора лет назад художественный руководитель Иркутского академического театра Геннадий Шапошников предложил мне поработать с романом «Братья Карамазовы» Достоевского в качестве режиссёра, акцентировав внимание на истории брата Ивана. Сам бы я на такое, наверное, никогда не решился.
 

Я перечитал роман, начал трудиться над инсценировкой, полностью исключив из нее детективную и любовную линии. Эмоционально история Ивана Карамазова такова, что все параллельные сюжеты отвлекали бы от основного – от той темницы разума, ловушки сознания, в которой находится средний брат семейства. Темница — это его гордыня, нежелание прощать человечеству жестокость и несправедливость. Это и обида за все те жертвы, которые были принесены во имя мировой гармонии, и одновременно жажда этой самой гармонии.
 

Основной цвет, который используется в оформлении спектакля, — чёрный. Он доминирует и в пространстве сцены, и в образах героев, подчёркивая единство стилистики. Над костюмами мы работали в паре с художником по костюмам Оксаной Готовской: вместе подбирали ткани, выверяли каждую деталь. Чёрный цвет и в одежде, и в обстановке – это та самая тюрьма для разума Ивана, из которой он пытается найти выход.
 

Композиция пространства сцены держится на центральном элементе декораций – кресте. Это символ, имеющий множество значений и трактовок. Он являет собой одновременно и эшафот, и плаху, и религиозный крест, и перекрёсток дорог и путей героев этой истории.
 

Появлялись определённые опасения, связанные с реверсивным повествованием. Чтобы избежать непонимания со стороны зрителя, во время работы над инсценировкой я не раз обращался к оригиналу, уточнял некоторые вещи в тексте романа — например, Смердяков был обозначен не просто по фамилии, а как «брат мой незаконнорождённый». Я старался сделать так, чтобы зрители могли проследить линию Ивана, которую я выделил из общего повествования, чтобы те зрители, которые не знакомы с историей братьев Карамазовых, поняли основную мысль спектакля, а после просмотра захотели прочитать роман.
 

Во время работы над спектаклем мы соприкасались с неоднозначными, в чём-то мистическими вещами. Например, после всех правок и согласований текстов для буклетов, афиш и т.д., мы увидели, что забыли упомянуть в программке спектакля Алексея Орлова (I), исполнителя роли Чёрта. А, когда подготавливали финансовый договор для поездки на фестиваль, то он ушёл на подпись под номером 0666.
 

В будущем я планирую постановки «Брат Дмитрий» и «Брат Алексей», в которые вернутся женские образы и любовный сюжет. Но пока вопрос следующего спектакля остается открытым. Одно знаю точно — это будет история про Дмитрия. Но мне трудно представить, как я буду работать в качестве режиссёра и одновременно играть старшего Карамазова.
 

Менять что-то в «Брате Иване» я не планирую. Сейчас он существует самостоятельно. Может быть, будет звучать громко, но, как любой творец, я дал жизнь своему произведению, а дальше оно живет само. Живет в стенах театра, благодаря директору Иркутской драмы Анатолию Андреевичу Стрельцову, благодаря многочисленным цехам театра и, конечно же, артистам. За это я всем бесконечно благодарен.

Фото: 
Антонида Фролова
Автор: 
Ирина Шувалова
19.12.2016