Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

«Братья и сестры» Льва Додина

Версия для печатиВерсия для печати

Стали главным событием Вампиловского фестиваля
 

В столице Приангарья наступил театральный сентябрь. Во вторник возле Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова открылся VII всероссийский фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. Участники и зрители заполнили улицу Карла Маркса, движение автотранспорта перекрыли. Играл оркестр, артисты под торжественную музыку возложили к памятнику драматургу гроздья рябины – символ фестиваля, а потом отпустили в небо связки оранжевых шаров. Напомним, в этом году в Иркутск приехало 13 театров из Польши, Казахстана, Украины, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ярославля, Кемерово, Омска, Новосибирска и Петропавловска-Камчатского. Спектакли идут на трех сценах – ТЮЗа, основной и камерной драмтеатра.
 

– Я очень люблю Вампиловский фестиваль, он особенный, – сказала на открытии театральный критик Капитолина Кокшенева. – Есть фестивали экспериментальные, есть гламурные, есть протестные. А здесь в центре стоит человек. Сюда можно смело привезти спектакли по советским классикам Вампилову, Абрамову, Айтматову. Очень многие вопросы, которые мы задавали советской эпохе, получают в Иркутске, на мой взгляд, правильный ответ. Здесь не рвутся времена, а связываются. Мы не оскорбляем поколение отцов, а пытаемся его понять. На этом фестивале мы все действительно братья и сестры. Он предлагает не развлекаться, а разобраться в себе. Поразмышлять о современности строго и возвышенно.
 

Главным событием фестиваля стал приезд Санкт-Петербургского академического малого драматического театра – Театра Европы, с легендарной шестичасовой дилогией режиссера Льва Додина «Братья и сестры» по прозе Федора Абрамова. Постановка, демонстрирующаяся на сцене уже 25 лет и названная известнейшим режиссером Джорджо Стрелером одним из величайших спектаклей XX века, открыла Дни Вампилова в драмтеатре. Два вечера подряд в зале был аншлаг. Зрители вместе с героями – жителями деревни в Архангельской области – переживали трудные послевоенные годы, когда с фронта вернулись немногие мужчины, а жизнь колхоза и лесхоза держалась на хрупких женских плечах.
 

В Иркутск приехали все 70 артистов, задействованных в спектакле, и полные декорации. Действие «Братьев и сестер» разворачивалось на фоне стены из круглых бревен, подвешенной на веревках. Она становилась то стеной дома, то помостом или нависала над героями. Сцену окружали скворечники на длинных шестах, птичьи переливы и народные песни сопровождали действие, погружая зрителей в деревенский быт.
 

Интересно, что роли в спектакле исполняли те же артисты, что и 25 лет назад. Поэтому зрителю, особенно молодому, в первые минуты приходилось вспоминать об определенной условности театра. И принимать как должное, например, тот факт, что народному артисту Петру Семаку, исполняющему роль Мишки Пряслина, уже далеко не 18, как его герою.
 

– Человек по жизни не меняется совершенно, – отметил на пресс-конференции перед спектаклем Петр Семак. – И в 18, и в 70 лет хочется любить, жить и быть счастливым. Я играю еще и Короля Лира и считаю это своей большой творческой удачей.
 

В Театре Европы считают, что если бы спектакль не был так актуален, то не просуществовал бы столько лет. Возможно, еще одна причина этого – то, что работа над ним постоянно продолжается. Так что «Братья и сестры» уже четверть века не знают ни возрастных, ни языковых барьеров. Они объездили весь мир, были в Германии, Японии, США, Англии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Дании. Такой успех обусловлен общечеловеческой темой постановки, ведь на Земле очень мало стран, которые не переживали бы войну, разруху, голод.
 

– Этот спектакль – абсолютный шедевр, не было ни разу, чтобы он не нашел отклика в зале, – рассказала заведующая редакционно-издательским отделом Театра Европы Елена Александрова. – Спектакль живой и современный. Здесь и любовь, и предательство, и крушение иллюзий. Ведь на Западе никто не будет смотреть про какую-то деревню в течение шести часов. Все смотрят про себя. Петр Семак начинал играть этот спектакль, когда ему было 25. Сейчас ему 50. Три года назад мы возили постановку в Сеул, и там был потрясающий отклик. К нам подошла женщина, которая училась в Санкт-Петербурге и смотрела «Братьев и сестер» в 1985 году. Она сказала: «Тогда ваши артисты были худенькие и молоденькие, и их проблемы казались такими же, а сейчас они не худенькие и не молоденькие, и их проблемы оказываются огромными, глобальными».
 

Полифонический, масштабный, с множеством красивых планов и мизансцен, созданный в классическом стиле, спектакль, кажется, нашел отклик у каждого иркутского зрителя. Овации на второй день в финале длились не меньше десяти минут.
 

– Наш приезд в Иркутск вызван не только желанием поучаствовать в широко известном фестивале. Это часть большой трехгодичной акции «Легендарные спектакли Льва Додина по городам России», – рассказала заместитель директора Театра Европы Нэлли Ахмадулина. – Сам Лев Додин мечтал, чтобы спектакли, которые увидел весь мир, посмотрели его соотечественники. Мы начали этот проект в Казани, затем побывали в Архангельске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и т. д.
 

В ближайшее время коллектив отправится со спектаклем «Братья и сестры» в Калининград. Кстати, название Театр Европы – это статус, который ему присвоил Союз европейских театров, созданный в свое время Джорджо Стрелером. Малый драматический театр – единственный в России и третий в мире удостоенный этого статуса.

Автор: 
Елена Орлова
11.09.2009