Будь в курсе
событий театра

Анатолий Стрельцов: «В Иркутске есть очень серьезная нравственная составляющая»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов в интервью спецвыпуску «Итоги» рассказал о главных событиях уходящего года, планах на будущее, умной публике, перспективах развития и времени Достоевского.
 

Анатолий Андреевич, я понимаю, что театр привык подводить итоги сезона, но все же чем запомнился уходящий год директору Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова?
 

— Прежде чем подводить какие-то итоги, нужно, конечно, всех поздравить с наступающим Новым годом! Я с удовольствием желаю, чтобы все улыбались, чтобы мамы радовались за своих детей, чтобы дети любили своих мам, мужья — жен, а жены — мужей. Это и будет счастье.
 

Несмотря на то, что театр живет сезонами, мы тоже всегда подводим итоги года. Они бывают разными — как финансовыми, так и творческими. Год был для нас интересным. Во-первых, у нас состоялись замечательные гастроли в Крым. Мне приятно, что в Севастополе, на городской площади в годовщину начала Великой Отечественной войны наши ребята пели военные песни, показав тем самым, что связь поколений существует. Эту же мысль продемонстрировал и другой наш проект, связанный с 70-летием Победы, когда школьники рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Это, наверное, то, для чего и должен существовать театр — выполнять не только эстетическую, но и просветительскую, и воспитательную задачу. Мы все больше сейчас начали говорить о преемственности, о нашей истории, о памяти. Дай Бог, чтобы дети помнили своих дедов, прадедов, прапрадедов, потому что так сохраняется цельность России.
 

Во-вторых, в Год литературы у нас была интересная работа по народному прочтению и созданию видеокниги по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Молодые ребята, которые занимались этим проектом, удостоены за него премии губернатора по культуре. Конечно, было тяжело узнать о смерти Валентина Григорьевича, ведь мы готовили презентацию этого проекта ко дню его рождения, но он ушел из жизни буквально за день до этого.
 

— А если говорить о спектаклях? Не так давно на вашей главной сцене вышел спектакль «Идиот» в постановке Геннадия Шапошникова, вызвавший целый ажиотаж в городе.
 

— Мы в театре очень довольны этой постановкой Достоевского. Хотя работа над спектаклем продолжается все время, пока он идет на сцене, результат, с которым мы подошли к премьере, порадовал всех. Большое спасибо за это артистам, постановочной группе и тем театральным критикам, которые отметили все, к чему мы стремились. Публика тоже хорошо приняла спектакль. Следующий год объявлен в России Годом Достоевского, и артист нашего театра Дмитрий Акимов выиграл президентский грант на постановку под названием «Брат Иван» по «Братьям Карамазовым», сам написал инсценировку. Этот спектакль мы выпустим в следующем году на Другой сцене. Таким образом, в нашем репертуаре будут три произведения Достоевского: «Игрок», «Идиот» и «Братья Карамазовы».
 

Достоевский, конечно, очень сложный автор, и к нему нужно подходить подготовленным, причем как труппе, так и зрителям. Мне было приятно узнать, что иркутский театровед Арнольд Беркович совсем недавно написал, что у нашего театра сегодня такая труппа, которая может справиться с любой художественной задачей. У нас на самом деле сегодня очень крепкая, хорошо сформированная труппа, и важно, чтобы задачи, которые мы перед собой ставим, отвечали художественному, нравственному и эстетическому направлению развития театра.
 

— Хотелось бы узнать ваши личные впечатления от просмотра спектакля «Идиот». Быть может, вы что-то новое открыли для себя в этом произведении благодаря этой постановке?
 

— Поскольку я человек уже старый, мне кажется, новое — это хорошо прочувствованное старое. Что я открываю в Достоевском сегодня? Что, к большому сожалению, сегодня каждый порядочный человек похож на идиота. Сейчас возвращается та эпоха, когда искренность, честность, порядочность не востребованы. С одной стороны, это очень грустно, а с другой — мы все равно становимся мудрее. И, может быть, посмотрев «Идиота», мы сможем увидеть свет в конце тоннеля, станем честнее и совестливее. Ведь что такое совесть? Совесть — это дух божий внутри человека. Если в тебе он есть, значит ты совестливый человек. Поэтому сейчас пересматривая и перечитывая Достоевского, все больше и больше думаешь о том, как бы сделать так, чтобы главной движущей силой поступков человека была его совесть. Для меня весь Достоевский об этом. У него художественная философия, и именно ее режиссер Геннадий Шапошников вместе с коллективом театра попытался донести до зрителя в своем спектакле. Мне кажется, многое нам удалось.
 

— К ярким событиям этого года, наверное, можно отнести и Вампиловский фестиваль, который вы провели в сентябре уже в десятый раз.
 

— На мой взгляд, Вампиловский фестиваль мужает и становится мудрым. Мы каждый год представляем публике срез хороших спектаклей, которые идут по стране, стараясь находить постановки современной драматургии. Мне хотелось бы отметить, что уже не так много чернухи идет в российских театрах и на сегодняшний день нравственная составляющая превалирует все больше и больше. Достаточно вспомнить, какой мудрый, добрый спектакль по «Старшему сыну» Вампилова привез в Иркутск режиссер Григорий Козлов из Петербурга со своим театром «Мастерская», какой чудный спектакль представил Монгольский театр по «Вороньей роще». Сегодня Вампиловский фестиваль — это то, чем могут гордиться Иркутск и Иркутская область. В этом большая заслуга коллектива Иркутского драматического театра. Также большое спасибо за поддержку правительству Иркутской области и министерству культуры. Очень хочется, чтобы Вампиловский фестиваль развивался и дальше. Я рад, что в этом году нам удалось выпустить книгу, посвященную истории фестиваля, в которой театровед Светлана Жартун постаралась проанализировать все его удачи и неудачи.
 

— Какие еще проекты, прошедшие у вас в этом году, вы могли бы отметить?
 

— Я не могу не сказать о наших литературных встречах «Этим летом в Иркутске», которые в этом году впервые прошли без Валентина Григорьевича Распутина, но он все равно как-то незримо присутствовал на них. Конечно, всем зрителям запомнились вечера писателей Алексея Варламова и Валентина Курбатова. Я много раз говорил, но не устаю повторяться и думать об этом: академический драматический театр делает умные вещи для умных людей. К счастью, в Иркутске есть очень серьезная нравственная составляющая, и есть люди, которые жаждут умного и интересного в искусстве. И большое спасибо за это иркутянам. Потому что все серьезные направления в театре, которыми мы занимаемся, имеют поддержку и интерес у наших зрителей.
 

— Получается, что отчасти это и ваша заслуга. Не секрет, что публика драмтеатра молодеет, и вы тоже вносите весомый вклад в ее воспитание, инициируя серьезные проекты.
 

— Конечно. И немалую роль в этом процессе играет Молодежное театральное движение, существующее под патронатом нашего театра. Ребята делают много интересного, серьезного и востребованного публикой. Я очень рад, что правительство Иркутской области по достоинству оценило их работу и им дали губернаторскую премию за проект «Валентин Распутин. Читаем вместе». Тем более что этим ребятам по 20-22 года — они в этом случае видят справедливость мира, а это в их возрасте очень дорогого стоит.
 

— Наверняка вы уже сформировали планы на следующий год.
 

— Да, есть определенные мысли. В следующем году мы возьмемся за спектакль по произведению «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Геннадий Гущин после нового года приступит к работе над спектаклем по пьесе «Прощание в июне» Вампилова. Следующий год станет определенной подготовкой сразу к двум 80-летним юбилеям — Валентина Распутина и Александра Вампилова, которые состоятся в 2017 году. Мы должны достойно подойти к этим событиям. Также в январе приедет режиссер Олег Пермяков, который будет вновь ставить на нашей сцене «Поминальную молитву», когда-то легендарный спектакль нашего театра. На четвертой сцене мы планируем поставить пьесу Ионеско «Король умирает». А Дмитрий Акимов, как я сказал, до конца сезона поставит «Брата Ивана».
 

Касательно других наших планов. Нам хотелось бы обновить наше оборудование, потому что прошло 15 лет после завершения реконструкции театра, и кое-что поизносилось. Несмотря на кризис, ремонтом заниматься необходимо.
 

Нас приглашают на гастроли в Ростов и Воронеж, но пока не понятно, как разрешится наш бюджет и какое финансирование будет в следующем году. Еще бы очень хотелось, чтобы в следующем году состоялись наши Литературные вечера «Этим летом в Иркутске».
 

— Я слышал, что вы хотите поставить в следующем году Салтыкова-Щедрина.
 

— Да, есть такая мысль. Сейчас такое время, что надо как-то напомнить нашему чиновничеству об этом авторе. Хочется с этой целью поставить его пьесу «Тени». Есть предварительная договоренность с главным режиссером Бурятского драматического театра из Улан-Удэ о постановке этого названия, но пока не совсем понятно, будут ли средства на постановку в будущем году.
 

— В этом году поменялось руководство регионом, в том числе сменился министр культуры и архивов Иркутской области. Удалось ли уже наладить связи с новой властью?
 

— Знаете, театр — это такая организация, которая сеет разумное, доброе, вечное. Поэтому любой властью он востребован, и любая уважающая себя власть должна поддерживать театр, что, к счастью, в Иркутске всегда и происходит.

Автор: 
Антон Кокин
30.12.2015