Будь в курсе
событий театра

«Актер должен понять себя». Интервью с Мариной Брусникиной

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске завершаются гастроли Московского художественного театра имени А.П.Чехова. Мы встретились с режиссером, помощником художественного руководителя театра, преподавателем Школы-студии МХАТ Мариной Брусникиной, чтобы поговорить о традициях Станиславского и актерах-сибиряках.
 

— На гастролях в Иркутске театр им. Чехова показал два ваших спектакля: «Дворянское гнездо» по Тургеневу и «Пролетный гусь» по Астафьеву — авторов, живших в разное время. Скажите, кого ставить сложнее: классиков или современников?
 

«У меня нет разделения на классику и неклассику. Пушкин для меня — мой современник, равно как и Тургенев. Когда я перечитала «Дворянское гнездо», удивилась, насколько там живые люди, сколько там юмора, да и взаимоотношения между людьми абсолютно как у нас. Именно поэтому я и взяла это произведение для инсценировки. Это история про нас сегодняшних».
 

— Точно так же и Астафьев. Когда я его читаю, мне кажется, что речь идет о моих родственниках, с которыми мне не хочется расставаться. Такое же ощущение было и у артистов, когда мы начали работать над этим спектаклем. Астафьев, конечно, не бытовой писатель. Когда он описывает вроде обычные ситуации, они вырастают до вселенского масштаба. И это не может не волновать зрителей. И судя по тому, что этот спектакль идет уже 12 лет, в этой литературе заложен большой заряд, который всех держит. Актеры каждый раз волнуются перед выходом на сцену.
 

— Я заметил, что артисты действительно играли на совесть, на каждом спектакле выкладывались на сто процентов.
 

— Это такой театр, такое воспитание. У нас нет артистов, халтурящих на сцене. А зачем тогда идти в театр? Ну и плюс, конечно, планка, которую держит Олег Табаков. Он уникальный человек и дает так много возможностей театру!..
 

— В труппе вашего театра много сибиряков. Есть ли у них какие-то отличительные черты?
 

— Конечно. В спектакле «Пролетный гусь» у нас большинство состава — сибиряки. Эдуард Чекмазов — из Братска, Кристина Бабушкина — из Иркутска, Яна Колесниченко — из Омска… У них очень мощный темперамент, очень сильные характеры и, конечно, большое дарование. Наверное, ваша природа и эта ширь откладывают отпечаток на людей.
 

— Куда, на ваш взгляд, сегодня движется современный театр?
 

— На самом деле мы сейчас находимся на неком рубеже. В России очень долго, еще со времен Станиславского, главенствовал драматический театр: взаимоотношения между людьми на сцене и зрители, смотрящие на это стороны с абсолютной верой, что так происходит в жизни. Сейчас все меняется.
 

Молодые режиссеры расширяют пространство, появляются новые площадки, придумываются формы… Сейчас время постдраматического театра, когда не нужна «четвертая стена», можно использовать мультимедиа, петь и плясать, не делать декорации. Я грубо говорю, но сейчас в театре реально больше возможностей. Выросло целое поколение, которое не хочет верить в то, во что заставляли верить нас. Они ищут свое. Ошибаются, повторяются, но идут туда, где еще не были.
 

— Вы ведь изначально были актрисой. Когда поняли, что хотите стать режиссером?
 

— Я и не хотела. Это все Олег Павлович Табаков — он мой крестный отец в режиссуре. Я долго преподавала, мне было легко общаться с коллективом, с материалом. У меня были, наверное, какие-то организаторские способности, как я думаю.
 

Я начала с молодыми ребятами делать в театре вечера прозы и поэзии. Это увидел Табаков и предложил мне взять одного автора и поставить его… Мне до сих пор кажется, что это вот вот должно закончиться, а оно не заканчивается. И режиссура стала моей основной профессией.
 

— Чему самому главному вы стараетесь научить артистов?
 

— Хочу научить ребят соответствовать тому, что дано им природой. В человеке заложено очень многое. И очень многое мешает ему себя понять и проявить. Я стараюсь сделать так, чтобы они поверили в себя, поняли свои сильные стороны и осознали, что мешает пользоваться этими сильными сторонами. Это пригодится не только на сцене, но и в жизни. Для меня самое главное, чтобы человек смог понять себя.
 

Фото: Ларисы Федоровой

Автор: 
Иван Копейкин
04.09.2013